В Московской Руси установился новый эстетический идеал человека

Прежде всего, в Московской Руси установился новый эстетический идеал человека.

Идеальным мужчиной считается крупный, хорошо сложенный, физически сильный и здоровый человек со здоровым цветом лица («кровь с молоком»), белыми здоровыми зубами («жемчужными») и с пышными красивыми волосами. Старик тоже сильный, «с брюшком». Это объясняется просто — весь род занятий мужчины-хозяина был таков, что укреплял силы, заставлял много быть на воздухе и заниматься физическим трудом — от верховой езды до всякой хозяйственной деятельности. У хорошего хозяина всего должно быть вдоволь. Поэтому он сам и его семья должны быть упитанными, здоровыми, спокойными. Худые люди, у которых борода росла клочками, да если еще зубы подгнили, не пользовались доверием.

«В здоровом теле — здоровый дух», — издревле говорят на Руси. Отсюда — спокойствие, уверенность в себе и в завтрашнем дне своей страны. Считалось, что мужчина должен ходить твердым шагом (поступью), голову держать высоко, говорить внятно, но ни в коем случае не кричать, не суетиться, не забегать вперед собеседника, не «зыркать» глазами, а смотреть открыто и ясно.

Все одежды того времени приспособлены к такой манере поведения, которая выражала вполне понятное чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим. Точно так же весь костюм был построен на этих принципах — достоинстве, самоуважении и внимании к окружающим, собеседнику. Речь идет, конечно, о полном костюме-характе­ристике, в котором человек был торжествен и величав. Следует заметить, что даже неполный рабочий костюм крестьянина или бедного горожанина (если тот не был пьяницей и прощелыгой) носил на себе те же черты. Недаром один путешественник писал в XVII веке, что москвичи очень хороши в своих одеждах, они производят впечатление несравненно более выгодное, чем большая часть других христианских народов (рис. 16).

Мужской костюм Московской Руси очень богат предметами одежды, которых существовало великое множество на все случаи жизни. Даже перечислить их — дело нелег­кое, а описать в некоторых случаях практически невозможно потому, что не все они дошли до нас в натуре, изображениях или в подробных описаниях. Мы здесь обратимся к вещам, наиболее известным и уже описанным разными авторами.

Основными элементами мужского костюма были: нижняя и верхняя рубахи; нижние и верхние порты; нижние, верхние и домашние кафтаны; опашни, шубы, плащи. Очень разнообразны были головные уборы, обувь и множество разных дополнений к костюму, таких как пояса-ремни, пояса-кушаки, рукавицы, перчатки, носовые платки, различные украшения (рис. 33).

Полный костюм надевался в торжественных или официальных случаях. Обычный повседневный костюм человека из народа состоял летом из рубахи, портов, шапки и пояса, иногда лаптей. Зимой к этому прибавлялись теплые порты, верхняя — красная рубаха — в доме, на улице— кафтан. В большие морозы надевали два кафтана, полушубок или тулуп, теплую шапку, рукавицы, валенки. Впрочем, рукавицы могли быть и летом заткнуты за пояс. Это зависело от предстоящей работы (рис. 16: 4, 7; рис. 22: 1, 2).

Знатные и богатые люди независимо от времени года и предстоящих дел старались носить как можно больше одежд. Во-первых, этого требовал престиж: считалось, что чем больше одежд, тем надежнее и богаче человек. Во-вторых, не всех природа одарила дородностью — одежды, надетые одна на другую, в таких случаях очень выручали. Надевали несколько кафтанов, низко их подпоясывали — получалось брюшко и общее впечатление, что человек в «теле».

Прокомментировать